•  


Харьковметрострой: света в конце туннеля не видно

7 Апр 2009

В прошлую пятницу рабочие метростроя пикетировали Харьковскую облгос-администрацию. Протестная акция не первая, и, увы, наверное, не последняя. Людям задолжали зарплату за восемь месяцев.

Суд выиграли, но денег нет

Виталий Яровой — проходчик с семнадцатилетним стажем. C его участием строились многие станции метро. Сейчас он, как и все другие, временно без работы и без зарплаты.

— Зарплату нам не платят с августа прошлого года, — рассказывает проходчик. — Нашему участку в определенной степени повезло: в конце прошлого года мы были в местной командировке. Строили выход из метро, но работу нам оплатила другая фирма, для которой было важно, чтобы быстрее было освобождено «жизненное пространство», — они начинали свое строительство. Другие участки в это время зарплату не получали. После Нового года нас всех вынудили написать заявления на отпуск за свой счет на три месяца (что уже само по себе незаконно. — Н. Т.). Выживали кто как мог. Но когда 1 апреля вышли на работу, выяснилось, что денег опять нет. Вновь уходить в отпуск за свой счет люди отказались. Потребовали оплачивать вынужденное безделье как положено по закону — две трети от зарплаты. Нам предложили «альтернативный» отпуску вариант — ежедневно приходить на работу и «отсиживать» положенные часы. Но не у всех есть деньги даже на проезд в общественном транспорте. Мы вышли на пикет… Я и другие работники метростроя подали в суд. Дело мы выиграли. Но денег по решению суда не получили — нам объясняют, что платить нечем, средств нет.

В прошлом году семья Ярового взяла банковский кредит и купила квартиру. Кредит брал зять, Виталий Николаевич выступал поручителем. Теперь все доходы семьи уходят на выплату кредита, а жить практически не за что.

— Я, возможно, и ушел бы из метростроя, — говорит Яровой, — но мне 49 лет, до пенсии (по льготному списку) остался год. Брать на работу человека практически пенсионного возраста никто не хочет. Куда ни позвонишь по объявлению, все интересуются возрастом и отказывают, заявляя, что им нужны люди не старше 40, в крайнем случае, 45 лет.

Но волнуют Виталия Николаевича и других метростроителей не только личные проблемы. Станция «Алексеевская» рано или поздно будет достраиваться — это понятно. Метро нужно городу, да и денег в землю зарыли уже изрядно. Но каждый день простоя увеличивает стоимость строительства. Простаивает и портится дорогое оборудование. Во время недавнего паводка едва не затопило подстанцию, которая стоит многие миллионы. Сейчас уже тепло и можно было бы вести внешние работы, чтобы завершить их до холодов. Если этого не делать, работы придется отложить, как минимум, до следующей весны.

Зимой была уволена примерно половина работников метростроя. Многие ушли сами — людям нужно кормить семьи. Если безделье затянется, строить метро будет некому. Придется набирать и готовить новых специалистов, а это дело тоже не быстрое. И платить им, полагает Виталий Яровой, придется уже больше. Словом, со всех точек зрения простой экономически невыгоден и для людей, и для государства.

Что дальше?

— На строящейся станции «Интернациональная» отключено электричество, отопление и водоснабжение, — рассказывает председатель профкома АО «Харьковметрострой» Валентин Сизько. — Смонтированное оборудование стоимостью более 12 млн. грн. требует определенных температурного режима и влажности воздуха, иначе может выйти из строя. В аварийном состоянии находятся тоннели. Если не предпринять срочные меры, убытки могут быть колоссальными.

На пикет метростроевцы вышли с требованиями погасить долги по зарплате, возобновить строительство метро и не допустить распада коллектива. После пикета с руководством метростроя встретился первый заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Владимир Бабаев.

— Разговор состоялся конструктивный, без заведомо невыполнимых обещаний, — говорит Валентин Сизько. — Облгосадминистрация намерена обращаться к правительству с просьбой ускорить выделение обещанных денег. Мы договорились снова встретиться с областным руководством через неделю.

— В целом же ситуация более чем сложная, — утверждает председатель профкома. — Люди уходят, и вернуть их назад будет невозможно. Проходчиков же в Украине никто не готовит. Коллектив уже исчерпал законные методы борьбы за свои права, и какими будут дальнейшие действия людей, если ситуация не изменится, откровенно говоря, не знаю.

Половинка моя…

Как уже сообщала наша газета, в марте Кабинетом министров был утвержден проект строительства участка третьей (Алексеевской) линии Харьковского метрополитена — от станции «Научная» до станции «Проспект Победы». Стоимость уже выполненных работ была оценена почти в 400 млн., немного менее половины от общей сметной стоимости проекта. Впрочем, по словам начальника дирекции строительства метрополитена ГП «Харьковский метрополитен» Анатолия Кравчука, распоряжением правительства просто утвержден старый проект, разработанный в 1997 году, но в новых цифрах — стоимость строительства пересчитали с учетом инфляции. При этом никакого дополнительного финансирования не выделяется. На окончание строительства станции «Алексеевская», по подсчетам специалистов, требуется около 150 млн. грн. Во время визита в Харьков премьер-министра Украины метростроителям была обещана половина этой суммы. Мэр Харькова Михаил Добкин заявил, что этого мало, 75 млн. город не изыщет при всем желании. Практика и впрямь доказывает, что это нереально. В былые годы и облсовет, и горсовет выделяли бюджетные средства на строительство метро, но они исчислялись суммами на порядок меньшими, нежели нужно ныне. Правда, харьковский мэр, обосновывая необходимость повышения стоимости проезда в метрополитене, обещал, что из цены каждого жетона 25 коп. будет направляться на строительство метро.

От ГП до ЧП?

Между тем и само существование «Харьковметростроя», как госпредприятия, в последнее время ставится под сомнение. По словам Валентина Сизько, ходят слухи о предстоящем банкротстве предприятия. Предпосылки для этого имеются — долги перед субподрядчиками. На фоне того, что в Украине банкротство госпредприятий вообще поставлено «на поток», эти опасения вполне реальны. И тогда приобрести его можно будет очень даже недорого. Напомню, что изрядная доля пакета акций ОАО «Харьковметрострой» уже находится в частных руках — более трети принадлежит чешскому миллиардеру Павелу Крупе. Правда, контрольный пакет акций пока принадлежит государству — но кому и когда это мешало? Что произойдет, если ГП превратится, образно говоря, в ЧП, будет ли при этом строиться в Харькове метро или новые владельцы ресурсы предприятия направят на другие цели — большой вопрос.


Обсудить на форуме