•  


К Универсиаде наше метро удлинится в 3 раза

25 Мар 2009
17 марта (в день двенадцатилетия с начала строительства казанского метрополитена) у города появились реальные возможности получить к Универсиаде новые туннели и станции метро. Оргкомитет по подготовке и проведению XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани решил выделить из своего бюджета на продолжение этой стройки 30 млрд. рублей из необходимых 39 млрд.

    1980 г. - при принятии Комплексной транспортной схемы  г.Казани впервые обсуждена необходимость метрополитена как городского скоростного транспорта.
    1996 г. - утверждена Программа строительства трех линий метро общей протяженностью 43,8 км.
    1997 г. - начато строительство Казанского метрополитена
    2005 г. - введен в эксплуатацию участок 1-й линии метро протяженностью 6,8 км (пять станций).
    Декабрь 2008 г. - казанцы получили станцию "Проспект Победы".

Между прочим, если сейчас наземным транспортом можно добраться от станции "Горки" до "Кремлевской" за сорок-пятьдесят минут, то на метро - за 12.

Универсиада нам поможет

Как-то в текучке дел совершенно не думаешь о том, что все вокруг нас живое. И не только трава, цветы, деревья, земля, но сама Казань. Она живет и развивается. На месте трущоб, болот и пригородных деревушек тянутся к солнцу бетонно-стеклянные многоэтажки. Центр Казани с его улицами, рассчитанными на свободный проезд двух встречных конных экипажей, превратился в большую контору. И чтобы не опоздать на работу, горожане спальных районов, выходят из дому за час-полтора.  В итоге из-за "великого стояния" в утренних и вечерних дорожных пробках отдыхают они перед трудовыми буднями на два-три часа меньше.

По данным Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений (ДСПТС), сегодня на территории в 425,3 квадратных километров, проживает 1,1 миллиона казанцев, а к 2050-му году нас должно стать уже 1,5 миллиона. И, понятно, что скоростной городской транспорт (в первую очередь, метрополитен) для столицы республики - спасение.

 

Уже до середины века разработан план развития казанского метрополитена. Он предполагает, что к 2050 году в городе появятся четыре линии подземки общей протяженностью в 61,5 километров. Первая соединит Авиастроительный район с Азино, вторая - Азино (по Большому Казанскому кольцу через Компрессорный завод, проспект Амирхана и улицу Декабристов) с Горьковским шоссе; третья свяжет поселок Савиново с Южной промышленной зоной, а четвертая - улицу Вишневского (через "Акчарлак", Ипподром) с новым восточным жилым кварталом.

Конечно, трудно прогнозировать, какой будет Казань через 40 лет, а вот лет черед десять - другое дело. Институтом "Казгражданпроект" подготовлена конкретная и четкая "Концепция развития Казанского метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта до 2020 года". Отцы города и проектировщики планируют, что к этому времени будет полностью построена первая линия метро (от станции "Козья Слобода" до "Авиастроительной") и начато строительство участка второй линии.

Анатолий Церцеил, руководитель Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений (ДСПТС):

- Это станет серьезным прорывом в строительстве казанского метрополитена. Ведь таким образом скоростной транспорт свяжет центры города и Восточного Заречья - территории с наибольшими в городе пассажиропотоками, имеющие важное как общественное, так и промышленно-производственное значение.

Вполне реальны надежды казанцев получить новые линии метро к XXVII Всемирной летней Универсиаде. Если не будет перебоев с финансированием и метростроевцы выдержат такой ударный темп, то в 2013 году в Казани появятся четыре новых объекта: станции "Декабристов", "Московская", "Авиастроительная" и пересадочная в Азино, которая сейчас проектируется.

Общая протяженность первой линии метро составит 21 километр (вместо сегодняшних 6,8). Средства на завершение строительства Москвой обещаны, а три будущие станции уже не только спроектированы, но получили положительное заключение Главгосэкспертизы России (кстати, кроме казанского проекта в этом году ни одна метростанция в стране эту экспертизу не прошла).

 

По замыслу разработчиков, "Декабристов" появится в скверике напротив Московского рынка. Станцию оформят в классическом стиле. Белый потолок, белые мраморные колонны, темно-коричневые стены и кованное ажурное обрамление колонн и ограждений лестницы - все будет подчеркивать драматичность и романтизм исторических событий декабря 1825 года.

Светлую и нарядную станцию "Московская" построят на пересечении улиц Декабристов и Воровского около будущего вокзала, который появится на месте серой коробки долгостроя. Она будет отделана красным мрамором и стеклом. А "Авиастроительную" сначала собирались расположить у проходных КАПО им. Горбунова, но позже "перенесли" в соцгородской сквер недалеко от ДК им. Ленина. В решении ее интерьера использована тема промышленности и авиастроения, и станция должна получиться какой-то "легкой" и динамичной. А оформят ее в голубом, синем, оранжевом, черном и светло-бежевом цветах.

Самые ближайшие планы по строительству казанского метрополитена уже не раз озвучивались в прессе: к Новому году завершить работу на проспекте Победы (сход в метро с улицы Р. Зорге, подземный переход и два выхода на трамвайные остановки) и построить станцию "Козья Слобода". Однако прежде чем между зданием бывшего Молодежного Центра и Энергоуниверситетом на улице Декабристов возведут саму станцию, "Казметрострой" должен построить два туннеля от "Кремлевской" и обратно. Один уже готов, второй - достраивается…

Пролягут глубоко туннели...

Сколько раз, проезжая мимо, я видела метростроевский забор и плакат, сообщающий, что "туннели строят настоящие мужчины". А вот теперь я - на территории будущей станции "Козья Слобода", чтобы посмотреть, как же все-таки строят метро …

 

Пост охраны, просторная площадка, за тонкими сосенками серенький вагончик - "офис" первого участка МУП "Казметрострой" - генерального подрядчика Казанского метрополитена. Там мне выдали новую куртку чуть ли не шестидесятого размера с надписью "Казметрострой", укрепили на моей голове каску и со словами "головой отвечаешь" "вручили" меня сопровождающему. Этот парень по имени Юлдаш - "вээмкашник" КГУ. Когда-то он учился на журфаке и теперь на него "вешают" любопытных журналистов.

Чуть дальше от ворот участка - стройплощадка. Когда сносили деревянные домишки, стоявшие здесь веками, и расчищали место под котлован, чего тут только не находили: ржавые подковы от копыт битюгов, старые денежки, бусинки, стеклянные аптечные пузырьки с двуглавым орлом и надписью "Pharmacia".

Здесь достаточно оживленное движение. Приезжают миксеры с раствором, КАМАЗы со стройматериалами для новой станции и с полуторатонными железобетонными дугами - тюбингами (в забое их собирают в кольца, которые станут полом, стенами и потолком туннеля), а с площадки КАМАЗами же вывозится поднятый из-под земли грунт.

По длинным пролетам железной лестницы спускаюсь на дно тридцатиметрового котлована будущей станции. Он растянулся на целый квартал. Сейчас его стенки укреплены длинными металлическими профилями, а позже, когда туннель будет закончен, котлован забетонируют, уложат гидроизоляцию и приступят к основному строительству станции. На рельсах - дизелек с вагончиками для вывоза грунта из туннеля. В стене котлована два огромных отверстия: входы в туннели (готовый и строящийся). Входим во второй.

Это - огромная бетонная труба, по дну которой проложены рельсы. Над головой - еще одна труба - вентиляционная. Пахнет сырой землей, но дышится легко - все-таки три степени очистки воздуха. Идем вдоль правой стенки по пружинящим под ногами деревянными мостками. Полумрак, хотя через каждые пять-шесть метров висят электролампочки. Тихо и  очень холодно. "Так ведь мы же под землей, - говорит мой спутник. - Дойдем до машины (так здесь называют туннелепроходческий комплекс "VIRT" - "Алтынчеч" - прим. авт.) - согреетесь". А идти-то почти два километра… Под Ленинской дамбой, под Казанкой (воды которой плещутся в метрах семи от потолка туннеля), под трамвайными путями, огибая цирк, в направлении приснопамятного кафе "Раки".

 

Пройдя около полутора километров, вижу на стене надпись "Казанка" - значит, мы уже почти под руслом реки шириной почти 200 метров. Немножко страшновато: вдруг где-то что-то прорвется, и в туннель хлынет вода. "Что Вы, - смеется Юлдаш. - Тут мощная гидроизоляция, а кольца, из которых построен туннель, выдерживают давление в 2,5 тысячи тонн. Здесь ничего "прорваться" не может. Да вы и сами в этом убедитесь".

Вскоре потеплело, посветлело, а впереди на рельсах появились очертания большой тележки - "хвоста" комплекса. Тележка похожа на огромную цыганскую кибитку без полога. Сама же "Алтынчеч" в длину чуть больше 100 метров. И это, действительно, целый комплекс со всевозможными техническими приспособлениями: датчиками, блоками, силовыми установками, двигателями, бортовым компьютером и даже демонтажной барокамерой, по принципу действия похожей на космические или подводные барокамеры.

Подходим ближе. Очень светло - кругом люминесцентные лампы. В забое человек десять. Между прочим, до этого подавляющее большинство казанских метростроителей строили туннели на БАМе и метро в Ташкенте, работали на шахтах Донбасса, Кузбасса и Казахстана.

 

Грунт очень сложный, поэтому за смену машина "проходит" два-три метра (за день метров восемь), а после каждого пройденного метра рабочие готовятся к следующей проходке. Строительство туннеля - процесс безостановочный, а бригады - комплексные. И пока "Алтынчеч" отдыхает, проходчики занимаются другими делами. Вот и сейчас кто-то чистит рельсы от накапавшего раствора; кто-то наращивает вентиляцию; кто-то протягивает электрический кабель; кто-то прокачивает трубы, готовя их к подаче раствора и воды.

"Машина у нас и режет породу, и давит на нее, - говорит Виталий Перепелица - звеньевой бригады, крепкий доброжелательный парень. - За счет этого давления вокруг нее создается вакуум, и вода, содержащаяся в грунте, как бы отталкивается. Впереди у комплекса пятиметровый ротор, похожий на нож от мясорубки, но с зубцами. Он вращается и вгрызается в породу. А за ним - круглый щит, который и делает форму туннеля".

Минут через двадцать маленький дизелек с миксером-растворовозка - доставляет в забой около трех кубометров раствора (именно столько нужно, чтобы закачать за оболочку одного бетонного кольца). Без суеты люди расходятся по своим местам. И "Златовласка" просыпается…

 

Все движется, грохочет, становится жарко. Видно, как работает ротор. Щит машины двадцатью двумя огромными домкратами давит на уже смонтированное кольцо и с усилием в 1,5 тысячи тонн толкает ее вперед. На движущейся вверх ленте транспортера - грунт, похожий на густую, недоваренную черную манную кашу (мокрый песок с глиной). Гудит установка растворобетонного узла, качая по трубам раствор. Он, по словам звеньевого, заполняет пустоты за тюбингами, препятствуя проникновению воды. "Так что туннель полностью герметизирован. У нас не утонете", - говорит Виталий, улыбаясь.

Минут через сорок заветный метр пройден, и начинается монтаж кольца. Специальный подъемник подает тюбинг (такой же, какие я видела "наверху" - прим. авт.), на, так называемый, "сегментный конвейер". С него механической рукой тот устанавливается на определенное место. Рабочие скрепляют его монтажными болтами с предыдущим тюбингом и с уже готовым кольцом. Та же процедура происходит и с остальными семью "дугами" пока не получится новое (метровое в ширину) одиннадцатитонное кольцо с диаметром в пять метров. На этом проходка заканчивается, и рабочие опять начинают чистить пути, наращивать рельсы, кабель, вентиляцию…

 

Возвращаясь "наверх", мы, с "прикрепленным" ко мне спутником, прошли уже большую половину пути, когда вдруг в конце туннеля увидели две движущиеся навстречу светящиеся точки. Полную иллюзию, что это метропоезд, развеял  Юлдаш: "Смотрите, растворовозка идет - скоро опять проходка начнется".

17 марта, в двенадцатый день рождения казанского метро на этом участке под землей метростроители дошли до 1 738-го метра из 2 242 метров общей длины перегона до "Кремлевской". А наверху шла частичная подготовка фундамента под ультрасовременную станцию "Козья Слобода". Это сооружение, оформленное в стиле хай-тек, по замыслу проектировщиков, должно соответствовать облику Казани в будущем.  

http://www.kazanmetro.ru

Обсудить на форуме