•  


Новые контуры столичной подземки

14 Мар 2009
Московское правительство одобрило план развития метрополитена до 2015 года. К этому времени длина городской подземки должна увеличиться на 60 км, а количество станций - на 33. «В нынешних условиях важно определить стратегические направления развития городской инфраструктуры, оказывающей значительное влияние, как на экономическое, так и на социальное развитие столицы. Метростроению в данном случае отводится одна из ведущих ролей», - отметил на заседании московского правительства начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев.

В расчете на полное финансирование

Целью мероприятия стало «определение краткосрочных и среднесрочных задач по развитию метростроения». Представленный на обсуждение документ был сформирован с учетом реального состояния городского бюджета и перспективами по жилищному, социальному, промышленному развитию города, расширению его улично-дорожной сети и имел «минимально-необхо-димый характер».

Город увязывает реализацию планов с увеличением субсидий из федерального бюджета. В программе записано, что, начиная с 2012 года, столичных метростроителей будут финансировать на паритетных началах московский и федеральный бюджеты. С нынешних 4,5 млрд рублей в год поступления из центра должны возрасти до 61 миллиарда. Всего же к 2012 году городские чиновники рассчитывают увеличить расходы метростроителей до 122 млрд рублей. Этот оптимистичный вариант развития метрополитена зависит от того, удастся ли столичным властям договориться с федеральным правительством. Сегодня из 38 млрд рублей ежегодных ассигнований на долю федеральной казны приходится лишь около 4,5 миллиарда.

Третий пересадочный

На сегодняшний день 72% пассажиров метрополитена, добираясь до конечной точки своего маршрута, пользуются 54 пересадочными узлами, создавая их двукратную перегрузку. Строительство третьего пересадочного контура позволит на 20% разгрузить радиальные линии метро, поскольку пересесть с них можно будет раньше и тем самым снизить перегрузку центральной части подземки. Новый контур будет ежедневно обслуживать до 1,5 млн пассажиров и позволит более комфортно и быстро добираться до центра города из его периферийных районов и Подмосковья.

Проектные работы, связанные с прокладкой третьего пересадочного контура - главного для столичных метростроевцев на ближайшие годы, - начнутся в этом году. Это будет независимая линия, станции которой расположатся между Третьим и Четвертым транспортными кольцами. Линия пройдет от станции метро «Парк Победы» через «Деловой центр», «Ходынское поле» до станции «Каширская». Впрочем, до конца 2015 года будет построен участок от «Парка Победы» до «Савеловской». Сооружение нового контура начнется с перегона между станциями «Савеловская» и «Нижегородская», который планируется завершить в 2012 году.

«Создание третьего пересадочного контура метрополитена весьма важно, поскольку он не будет пересекаться с существующей кольцевой веткой. Но необходимо также учесть, что, удлиняя протяженность радиальных линий метро, мы не повышаем их комфорта. Таким способом мы даже не сможем их разгрузить», - отметил главный архитектор города Александр Кузьмин.

Чиновника поддержал генеральный директор компании «Метрострой» Геннадий Штерн: «Вряд ли кто-то будет спорить, что метрополитен на сегодняшний день самый эффективный вид городского транспорта и альтернативы ему просто не существует. Он должен обеспечивать комфортную пересадку людей на разные виды городского транспорта, в том числе и на железную дорогу».

Будет лучше, будет легче

Строительство новой сети метрополитена, создание третьего пересадочного контура и «проникновение» столичной подземки в Кожухово, Некрасовку, Люберцы должны в ближайшие десять лет значительно улучшить транспортную ситуацию в городе. Реализация данной стратегии позволит снизить дефицит в обеспечении столицы скоростным и уличным транспортом с 24 до 12 процентов. «Те территории города, куда метро не придет - Бирюлево, поселок Северный, Щербинка и другие - будут охвачены наземной железной дорогой», - подчеркнул глава метрополитена.

Еще одним положительным результатом, достигнутым в ходе реализации данной стратегии, должно стать сокращение времени поездки до станции назначения. Например, путь из центра города до Новокосина и Жулебина уменьшится на 15 - 30 минут, до Митина -на 20 - 30 минут. Тысячам владельцев личных автомобилей будет предоставлена альтернатива простаиванию в пробках. А строительство и ввод в эксплуатацию пересадочных автостоянок и транспортно-пересадочных узлов еще больше облегчит решение данной проблемы.

Разгрузить Сокольническую ветку метро поможет еще одна новая ветка - Солнцевская, которую к 2019 году планируется протянуть от «Делового центра» до Новопеределкина. Ее протяженность составит 25,6 километра. При этом не исключено, что эта ветка и ветка от станции метро «Нижегородская» до Люберец будут полностью автоматизированными. Управлять поездами на них станут не машинисты, а операторы из единого контрольного центра. Линии будут иметь станции пересадки на новое кольцо, что позволит перевозить пассажиров, минуя центральную часть города.

Экономия и экономика

Базовым этапом предстоящей работы должно стать строительство полнопрофильных электродепо на Ходынке, в Митине, Братееве и других районах города, что позволит на 25% уменьшить себестоимость перевозки метрополитеном пассажиров. «В ходе проектной разработки новых линий до станций «Зябликово» и «Борисово» строители впервые использовали альбомы типовых конструкций. Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства и Москомархитектуре необходимо отработать практику использования подобных альбомов, чтобы город смог сократить расходы на прокладку новых веток метрополитена и строительство связанных с ним объектов», - отметил руководитель Комплекса городского хозяйства города Петр Бирюков.

«Наша задача - осуществить ускоренную разработку проектно-сметной документации с разбивкой ее на циклы с раздельным проектированием, обеспечить подготовку зоны строительства, работу подземных отводов и инженерии. Тем самым мы избежим долгостроя и снизим затраты, не снижая качества строящихся участков линий», - подитожил Д.Гаев.

Анализ проектов будущих станций позволил частично отказаться от некоторых элементов их декора, что уменьшит стоимость строительства отдельных участков метрополитена на сумму до 1 млрд рублей. Метрополитен также планирует на отдельных малозаглубленных линиях с высотой подъема от 4,5 до 15 - 20 метров перейти от традиционных эскалаторов к вертикальным лифтовым подъемникам, которые обеспечат большую мобильность пассажиров и сэкономят средства.

«Сегодня монопольной проектной организацией метрополитена является институт «Метрогипротранс». Чтобы новые линии метро были самыми современными, экономичными и эффективными, необходимо создать ему конкуренцию и привлекать к работе иные проектные мощности. Нужно провести экспертизу существующих расценок, хронометраж рабочего времени с целью замены существующих нормативов новыми, рассчитанными на работу современной техники. Таким образом, мы получим возможность минимизировать расходы и экономить средства», - подчеркнул Г.Штерн.

Председатель комиссии Мосгордумы по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов согласился с замечаниями, отмечая при этом, что проблемы транспортного обслуживания населения вышли в Москве на первое место. «В данном случае именно метрополитен может связать в единое целое огромный город и не создает уличных пробок. В сложный экономический период его строительство приобретает особое социальное значение. К тому же на прокладке новых линий метро и строительстве новых станций будут заняты тысячи проектировщиков, строителей, инженеров, организаций-производителей стройматериалов, электрического и прочего оборудования, эскалаторов и подвижного состава», - подчеркнул депутат.

Подводя итоги заседания, руководитель Комплекса экономической политики и развития города Юрий Росляк подчеркнул, что до 2012 Москва будет бороться за четкую реализацию схемы финансирования строительства метрополитена из расчета 80 на 20%, где 20% - это федеральные деньги. «К 2012 году нам с федералами нужно обеспечить соотношение 50 на 50%. Иного способа увеличения темпов строительства у нас просто нет. Принципиальное решение должно быть принято на уровне Правительства России»,- заключил Ю.Росляк.

Виктор Дмитриев

Обсудить на форуме