•  
  • Лучшие неттопы купить в интернет-магазине


Дмитрий Глуховский: «Метро — мраморно-гранитный голем» Часть 2

10 Май 2009
 — Верите ли вы, что писатели, описывающие будущее, предсказывают его?
— Почти всегда фантасты предсказывают будущее, исходя из наивной предпосылки, что та технология или наука, которая сегодня в моде, будет развиваться бесконечно, пока не изменит мир.

В 60-е все предсказывали скорое покорение Вселенной, в начале 90-х — всеобщую миграцию в виртуальную реальность. А сейчас, видимо, разочаровавшись в технологиях, люди всё больше читают заведомо волшебное и нереализуемое фэнтези.

— В каком варианте литературного будущего вам бы хотелось оказаться?
— Я бы хотел попасть в будущее по Киру Булычеву. Оно такое светлое, спокойное. В своих книгах оказаться не стремлюсь.

— Книгу какого жанра хотелось бы написать и вы а) это сделаете, б) не сделаете никогда?
— Мне не хотелось бы ограничивать себя жанрами. Я в поиске, думаю, случится попробовать всё. Правда, может быть, пробовать придется под псевдонимами.

На примере «Метро 2034» я столкнулся с проблемой: люди ждут повторения первой книги, которая им понравилась. И если новая книга сильно отличается от первого романа, есть риск оттолкнуть от себя часть читателей.

— Будет ли экранизация? Если да — кто будет работать над сценарием? Есть представление, какой актер сыграл бы главную роль?
— Очень надеюсь, что экранизация состоится. Сейчас интерес к книге проявляют несколько американских продюсеров и российские режиссеры. Но у нас в стране однозначно не лучшие времена, чтобы начинать крупное кинопроизводство, поэтому все надежды на США. Хочется, чтобы книгу превратили в настоящий блокбастер, а на это всегда уходит очень много времени.

Если «Метро 2034» все-таки экранизировали бы в России, роль Хантера — центральную в книге — я бы однозначно доверил Максиму Суханову. Если в США — мечтал бы о Брюсе Уиллисе. Написание сценария доверил бы профессионалам, но сам непременно осуществлял бы строгий креативный контроль.

— Что для вас интернет?
— Интернет для меня — всё. Это и бездонный колодец, из которого я черпаю информацию об окружающем мире, и инструмент пропаганды для книг, и средство общения с читателями. Я провожу за компьютером несколько часов в день. Возможно, у меня интернет-зависимость.

— Сейчас идет ожесточенный спор о свободе информации и трансформации авторского права. Вы выкладываете свою книгу в интернете. Как это обговорено с издательством?
— Я сохраняю за собой право публиковать полные тексты романов на своих ресурсах. Полные версии «Метро 2033» и «Сумерек» давно опубликованы на сайтах www.metro.ru и www.sumerki.ru , а полная версия романа «Метро 2034» появится в интернете в начале лета, когда пройдет три месяца с момента публикации бумажного издания книги.

На бесплатной публикации в Сети я настаивал сам. Считаю, что те, у кого сейчас нет денег на приобретение книги, не должны лишаться права ее прочесть, а те, у кого свободные средства есть, имеют право провести бесплатный тест-драйв и понять для себя, интересна ли им эта книга.

— Вы за свободу информации? Качай в интернете музыку, книги, фильмы бесплатно?
— Я считаю, что любой труд должен быть вознагражден. Свобода информации должна предполагать какое-либо вознаграждение автору. Я сейчас достаточно прилично зарабатываю на продаже бумажных книг. Если бы бумажных книг не существовало вовсе, имело бы смысл ввести систему добровольных пожертвований или платного скачивания — но за символические деньги.

Надо понимать, что из тех 300 рублей, которые вы платите за бумажную книгу, автору очень редко достается даже десятая часть. Так что фактическая цена интеллектуального продукта — 25 рублей. Остальное — стоимость бумаги, накрутки издателей, дистрибьюторов и магазинов.

— Считаете ли, что свобода доступа (торренты и прочее) убивает музыку, кино, литературу, — если работа (произведение) не будет приносить денег, а разбираться бесплатно, то никто не будет заниматься искусством? Какая форма диалога или взаимодействия «искусство — человек» возникнет, если авторское право под давлением интернета изменится?
— Артисты, художники и писатели работают не только и не столько за деньги, сколько ради признания. Однако признание может быть достаточно сильным стимулом, лишь пока ты неизвестен. Потом хочется уже и кормиться своим ремеслом.

Поэтому, думаю, будет найден некий компромисс, при котором потребители искусства получат возможность либо покупать его напрямую у создателей, минуя посредников и существенно экономя, либо получать доступ к прекрасному бесплатно, а потом кидать медяки в виртуальные шляпы.

По сути, мы возвращаемся в эпоху Возрождения, когда художники и артисты жили либо на пожертвования толпы, либо на средства богатых покровителей.

Беседовала Юлия Бурмистрова

Обсудить на форуме