•  


Метро в наши дни

Московский метрополитен – главная транспортная система нашего города – начал работу 15 мая 1935 года. Первый поезд отправился от станции «Сокольники». С тех пор метро значительно расширилось…

Метро не просто самый массовый вид транспорта, но оно еще является и уникальным памятником архитектуры и искусства. Со времени начала работы московского метро некоторые станции неоднократно меняли свой внешний облик и имена. Каждая станция по-своему прекрасна и неповторима. Каждая хранит в себе кусочек истории нашего города. Богатая отделка многих станций сохранила дух эпохи социалистического реализма. Замечательные образцы искусства - барельефы, колонны, мозаика с изображениями идеальной жизни – сохранились и по сей день.

Сегодня новые станции метро разительно отличаются от первых. Они стали современней и практичней. Облицовка стен, свет, покрытие полов созданы с применением современного архитектурного стиля – хай-тэк. Для него характерно использование новых композиционных материалов, сочетание стекла, пластика, металла, четкие линии, необычные формы. Светильники стали более строгими, а освещение ярче. Из вестибюлей исчезла прежняя «пышность», станции стали просторнее, светлее, с элементами современного искусства, без излишнего шика и особого размаха. В то время как в отделке залов старых станций угадывается «Имперский» стиль, мягкий теплый свет, изящные витражи. Прекрасное воплощение сталинского ампира – станция «Таганская» кольцевая. Витражами, заигравшими по-новому после реставрации можно полюбоваться на «Новослободской». Массивные люстры, бра, барельефы с изображением героев труда ушли в прошлое. При создании архитектурного стиля станций и переходов сегодняшнего дня учитываются увеличение транспортной нагрузки на столичный метрополитен и, безусловно, требования времени.

При реконструкции станций архитектурно-композиционное решение в основном повторяет изначальный замысел. Например, при замене старой плитки на путевых стенах станции «Чистые пруды» на мраморную облицовку первоначальный рисунок был сохранен. Так же поступили и с «Белорусской» радиальной, где облицовка из темного и светлого мрамора заменила старую плитку. Рисунок при этом остался прежним. Но не всем станциям посчастливилось дойти до наших дней в своем первозданном виде. Первоначальную стилистику станции «Лубянка» архитекторы, к сожалению, сохранять не стали.

Говоря о станциях московского метро, особо стоит отметить «Маяковскую». С конца 80-ых годов станция имеет статус «Памятника архитектуры». Также «Маяковская» постановлением Правительства Москвы с 2001 года входит в Государственный список памятников культуры и истории. «Маяковская» – верх инженерного и архитектурного искусства – как и некоторые другие станции метро, служила бомбоубежищем для населения города в годы Великой Отечественной Войны. Искреннее восхищение вызывает уникальное мозаичное полотно, собранное по эскизам художника Дейнеки в куполах станции.

Перемены не обошли стороной и «свет» в залах метро. К сожалению, технический прогресс иногда ощутимо портит первоначальную красоту помещений. В связи с заменой ламп накаливания на люминесцентные внешний облик некоторых станций изменился не в лучшую сторону, потеряв свою особенность и определенную долю шарма. Раньше станцию «Охотный ряд» освещали торшеры, подобные тем, что и сегодня одаривают светом «Новокузнецкую». Со временем торшеры заменили люстрами. Но станция от этого только выиграла. А вот великолепные люстры на станции «Киевская» уступили место более современным, но ничем не примечательным люминесцентным светильникам. Та же участь постигла и другие станции московского метрополитена.

Во многом перемены на станциях нашего метро вынужденные. Где-то постаралось время, где-то люди. Прирост людей в метро требует хорошо освещенных станций. Задуманные изначально как затемненные «романтичные» станции сейчас будут приносить больше проблем, если сохранят свой первоначальный вид.

В настоящее время мало кто из москвичей в безумной спешке замечает всю красоту и грандиозность подземного города. Москва меняется, а вместе с ней растет и меняется московский метрополитен.

Анна Максимова