•  


Знаете ли Вы что... (Часть 1)

Москва ждала метро с 1870-х годов

Именно тогда появился первый проект. Не в Санкт-Петербурге же, ей-богу, метро строить?! Болото сплошное. А строить пора: в Лондоне подземка появилась в 1863 году, в Нью-Йорке строительство началось в 1872-м.

15 мая 1902 года инженеры Кнорре и Балинский подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». По их проекту московский метрополитен должен был иметь две кольцевые линии, два диаметра, несколько радиусов и проходить большей частью по эстакадам и тоннелям. Но власти идею отвергли.

В следующий раз о метро вспомнили в 1913 году. Проектов было несколько. Все основывались на идее пропускать обычные пригородные поезда через центр города. Пока думали, какой выбрать, началась первая мировая война.

Так что подземку в Москве построили только при Сталине. Когда после промышленного скачка первой пятилетки Москву окончательно настиг транспортный кризис.

Пуск первой очереди (от «Парка культуры» до «Сокольников») состоялся 15 мая 1935 года.

Первые вагоны ходили 40 лет

По первой очереди московского метро побежали вагоны типа «А/Б», которые начали выпускать с 1934 года. Эти вагончики служили пассажирам подземки аж до 1975 года.


Этот вагон возил пассажиров 40 лет.

Самая легкомысленная станция это «Охотный ряд»

Она четыре раза меняла название:

с 1935 года - «Охотный ряд»

с 1955 года - «Им. Л. М. Кагановича»

с 1957 года - «Охотный ряд»

с 1961 года - «Проспект Маркса»

с 1990 года - «Охотный ряд»

Откуда взялось слово «метрополитен»

Из Лондона. Первую в мире подземную городскую железную дорогу длиной 3,6 км построила там компания «Метрополитен» (от французского metropolitain, буквально - столичный, от греческого metrоpolis - главный город, столица). В лондонской подземке ездили и нещадно дымили настоящие паровозы. Но паровозы в конце концов с подземной дороги убрали. А слово «метрополитен» прижилось по всему миру.

Самая крутая станция «Кутузовская»

Сразу за ней, в направлении станции «Фили», пути уходят под пути Малого кольца Московской железной дороги. Иногда поезда, идущие в сторону центра, после снятия тормозов перед отправлением проезжают на «Кутузовской» несколько метров назад. Исключительно из-за крутого наклона и собственного немалого веса.

Кривая станция «Александровский сад»

Вообще-то московское метро - прямее некуда. Это на Западе с его частной собственностью на земельные участки строителям порой приходилось строить подземку «змеей». А вот «Александровский сад» угораздило. Радиус кривизны путей таков, что из кабины машиниста не видать хвоста поезда, а потому при отправлении каждого дежурная всегда выходит на середину платформы, дабы присмотреть за хвостовой частью поезда. И только с ее разрешения машинист имеет право тронуться. Говорят, эта кривизна объясняется близостью Кремля, под стенами которого таятся секретные объекты. Но все объясняется проще: в период строительства рядом проходил канализационный коллектор. Вот его и обошли, дабы нечистоты вдруг не хлынули в тоннель.